Путешествовать по России «на собаках» с нового года стало невозможно

Единая сеть электричек полностью развалилась в начале этого года
Сеть электричек в России полностью развалиласьС этого года сеть пригородных перевозок на железных дорогах России будет представлять собой 27 не связанных между собой фрагментов. Между ними теперь можно проехать только на автобусе или поезде дальнего следования, но не на электричке или пригородном поезде.

Справедливости ради нужно отметить, что 7 из этих кусочков путей сообщения сложились исторически. Остальные же появились в ходе реформы железнодорожного транспорта, и большая часть – в последние несколько лет. Много отмен электричек произошло в конце 2014 – начале 2015 года.

Так, с 1 февраля станет невозможно больше добраться на электричках из Москвы в Санкт-Петербург: на участке Угловка-Окуловка пригородных поездов больше не будет. Более того, проехать из Москвы в Питер на пригородных поездах будет невозможно каким угодно окольным путем – на всех линиях из Петербурга пригородное сообщение рано или поздно будет обрываться.

Кроме того, из Москвы уже не попасть на электричках в Ростовскую область; от общей сети отделился участок Пенза – Саратов и от других крупных городов – Ульяновск. Отдельными стали линия в Новгородской области, часть магистрали Ярославль-Бологое-Псков и Самарско-Оренбургско-Уфимский фрагмент. Красноярский участок стал островным в 2010-2014 годах с отменой электричек на участках Транссибирской магистрали, Иркутский участок отделился с отменой электричек на участках вдоль Байкала.

Список можно продолжить. Кому интересно посмотреть на актуальную карту движения электричек и вникнуть в суть более подробно, вот ссылка на источник новости ЖЖ.

Историческая справка

Напомним, что железные дороги России составляли ранее единую сеть длиной около 90 тысяч километров. За исключением «островных» участков вроде Сахалина, Норильска, это была сплошная связная система. В процессе реформы железнодорожного транспорта в начале 2000-х единое Министерство путей сообщения (МПС) было ликвидировано, пригородными перевозками стали заниматься около двух десятков пригородных пассажирских компаний.

Была создана система регионального заказа на пригородные перевозки, когда субъект федерации заказывал (и оплачивал в виде дотаций) курсирование поездов по своей территории. На практике эта система оказалась плохо приспособленной к отечественным реалиям. Регионам показалась слишком высокой сумма оплаты, выставляемая пригородными компаниями (а им — РЖД), появились злостные неплательщики. Около пяти лет назад начались сокращения объемов движения пригородных поездов, захватывающие постепенно все больше и больше регионов.

Конечно, на транспортную связность страны эти изменения пока влияют мало: почти всегда можно приехать на поезде дальнего следования или прилететь на самолёте в крупный город и там пересесть на электричку или автобус. Из Москвы в Петербург на электричках ездили немногие. Но вот для жителей небольших посёлков и деревень, находящихся в местах разрыва сети, всё не так просто. Ведь далеко не везде вместо отменённой электрички можно запустить автобус.

Автор статьи: Veniamel